понеділок, 12 грудня 2016 р.

Олімпіада з російської мови

Завдання ІІ (районного) етапу (9-11 класи) з російської мови




Задания по русскому языку для 9 класса
І. Задание 1
Когда был введен  «гражданский шрифт»? Объясните значение понятия «гражданский шрифт»?    
                                                                                                                                                   2 балла
ІІ.  Задание 1
    В каких словах ударение поставлено верно?                                                                                     БАловать, изЫск, Оптовый, пулОвер, жалюзИ, крапИва                                                       

                                                                                                                                                    3 балла
Задание 2. Сколько звуков [с] в предложении: Скоро мы с друзьями будем расшифровывать старые рукописи? Свой ответ аргументируйте.                                                                                                                                                                                                                                     5 баллов
   Всего: 8 баллов
ІІІ.  Задание 1
Какие из приведённых ниже слов можно объединить в группы как родственные? Прокомментируйте свой ответ.  Купы, купола, купно, купидон, купейный, куплет, купальня, купон, купель, купля, купировать.                                                                                                                                                                                                                                                           3 балла
Задание  2
В каком из этих слов приставка стоит после корня?  а) двустишие; б) камнепад; в) водопровод; г) антинародный                                                                                                                    
                                                                                                                                                2 балла

Задание  3
Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: поодаль, бездарь, живость  

                                                                                                                                                  3 балла

                Всего:  8 баллов

ІV.  Задание 1
Какой эффект создает переосмысление фразеологизма в  стихотворении  Бродского?  Восстановите фразеологизм.
     Отскакивает мгла

     от окон школы,
     звонят из-за угла
     колокола Николы.
     И дом мой маскарадный
     (двуличья признак!)
     под козырек парадной
     берет мой призрак. 


2 балла
Задание 2
Определите, какими средствами создается языковой каламбур в приведённых ниже примерах.
А)  Как брань тебе не надоела?

      Расчёт короток мой с тобой:
      Ну так, я празден, я без дела,
      А ты бездельник деловой.
А.С. Пушкин  «Как брань тебе не надоела?»


Б)  Спрашивали однажды у старой крестьянки, по страсти ли вышла она замуж?
– По страсти, - отвечала старуха, - я было заупрямилась, да староста грозился меня высечь. 

                                                              А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

                                                                                                                                                  4 балла
Задание 3
В латинском языке есть слово valeo - «становлюсь сильным, здоровым». Какие современные русские слова по происхождению связаны с ним?                                                                                                                                                                                                                                 2 балла
Задание 4
В повести Пушкина «Капитанская дочка» читаем: «Петр Андреич ранен был под правое плечо, в грудь, под самую косточку, в глубину на полтора вершка». Насколько глубока была рана Гринева?                                                                                                                                           
                                                                                                                                                     1  балл
Задание 5
Какие слова в русском языке можно назвать словами - двойниками? Приведите примеры таких слов. Каким термином (терминами) их называют?     
                                                                                                                                                     2 балла
Задание 6
В современном русском языке слово «тучный»  встречается в значении "жирный, упитанный, богатый". Однако в одном из церковнославянских текстов мы находим выражение тучные капли. Что оно означает?

                                                                                                                                                     
 1 балл
Задание 7
Как называется наука о происхождении слов? а) этиология; б) этология; в) энтомология; г) этимология; д) этнология
                                                 
                    1 балл
Задание 8
 Какое действие в приведённом ниже отрывке из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» названо выделенным глаголом? Какими словами назвали бы вы его сегодня?
Театр уж полон; ложи блещут;                                                                              
 Партер и кресла, все кипит;                                                                                      
В райке нетерпеливо плещут,                                                                                                               И, взвившись, занавес летит.
                                                                                                                                               
                                                                                                                                                     1 балл
                                                                                                                                                 Всего: 14 баллов
V.  Задание 1
 В каком слове есть окончание -а ?
а) бра; б) ура; в) дыша; г) триста; д) вполголоса.                                   
                                                                                                                                                      1 балл
Задание 2
Найдите и исправьте орфографические и пункутационные ошибки в тексте.
Только совершенно не заинтересованому взгляду, русская природа кажеться бедной и не сколько не разнообразной. Не бросская, но какая-то сосредоточеная, и сразу нерасскрывающаяся красота её вызывает не повторимое, долго незабывающееся чувство щимящий грусти. Я не знаю нечего более трогательного, чем первый снег, который не смотря на свою хрупкость, страстно манет далью ещё  почти непротореных дорог.       
                7 баллов  
     Всего: 8 баллов
VІ . Задание 1
Внимательно прочитайте предложение из текста, размещенного в вагоне метро: Эвакуация пассажиров из вагонов при возникновении загорания производится по команде машиниста, переданной по громкой связи через двери вагона. Определите тип ошибки, запишите предложение в исправленном виде.


                                                                                                                                                   2 балла

Задание 2
Какое значение (отрицательное или утвердительное) содержит в себе предложение "А почему бы и не так?"  Если в нём выражается не отрицание, то почему пишется не, а не ни ? Приведите аналогичные примеры.                                                       
                                                                                                                                                  2 балла
Задание 3
В известном стихотворении А. С. Пушкина «Пророк» имеются такие строки:

         И внял я неба содроганье,
         И горних ангелов полёт,
         И гад морских подводный ход,
         И дольней лозы прозябанье...
Что же означает выделенное словосочетание? Прокомментируйте каждое из трёх его слов. В чём стилистическая особенность этих слов?
                                                                                                                                       

                                                                                                                                                 3 балла
Задание 4
Акакий Акакиевич Башмачкин, герой повести Н. В. Гоголя «Шинель», однажды должен был из одного документа сделать другой: «Дело состояло только в том, чтобы переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье». О какой переделке документа идёт речь и как при этом меняется его жанр?

                                                                                                                                                 3 балла
                                                                                                                                    Всего:  10 баллов
                                                                                                                                    Итого: 50 баллов
VІІІНапишите сочинение (1 – 2 стр.) о своем личном имени       
Сочинение для школьников: 5 критериев оценивания
Соответствие теме.  Аргументация и привлечение литературного материала. Композиция. Качество речи. Грамотность.
Сочинение оценивается по пяти критериям
Критерий №1. Соответствие теме
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Ученик рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
Критерий №2. Аргументация. Привлечение литературного материала
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации  своей позиции. Ученик строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения  мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; оказывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
Критерий №3. Композиция
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Ученик аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
Критерий №4. Качество речи
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Ученик точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
Критерий №5. Грамотность
Данный критерий позволяет оценить грамотность ученика. Нуль баллов ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5- 6 ошибок на 100 слов).
12 баллов


Задания по русскому языку для 10 класса
І. Задание
М.В.Ломоносов в трудах по филологии иногда употребляет ныне утраченное слово письмя в значении «буква». Однако одна из форм этого слова  в современном русском языке сохранилась. В том случае, если бы сохранилась вся парадигма форм этого слова, оно принадлежало бы определённому типу склонения существительных. Какому?  Что это за форма? Каково её значение?


                                                                                                                                                 2 балла

ІІ.  Задание 1
Какие звуки обозначают выделенные буквы в данных ниже словах?

Жир, шёл, нёс, ширь, медицина, ряд, гараж, просьба, жюри, жёлтый 


                                                                                                                                                 5 баллов
Задание 2
 Выпишите слова и словоформы, в которых ударение ставится на последний слог.
Черпать, асимметрия, краны, пломбировать, абонировать, библиограф, мещанин, отвар.                                                                                                                                                          4 балла
Задание 3
 Какие согласные произносил А.А.Фет на конце слов «друг» и «недуг» в стихотворении «Тополь»? 


Сады молчат. Унылыми глазами
С унынием в душе гляжу вокруг;
Последний лист размётан под ногами.
Последний лучезарный луч потух.

Лишь ты один над мёртвыми степями
Таишь, мой тополь, смертный свой недуг
И, трепеща по-прежнему листами,
О вешних днях лепечешь мне как друг.

Пускай мрачней, мрачнее дни за днями
И осени тлетворный веет дух;
С подъятыми ты к небесам ветвями
Стоишь один и помнишь тёплый юг. 

                                                                                                                                                   1 балл
                                                                                                                                      Всего:12 баллов
ІІІ. Задание 1

Выпишите слова, образованные приставочным способом. 
Подгруппа, подпрыгнуть, подсказка, поджарить, подход, подоконник, подзаголовок, подплыть, подготовка, подполковник. 
_                                                                                                                                                3 балла

Задание 2
Греческая приставка пери- означает «вокруг», «около».

В каких словах встречается эта приставка?


                                                                                                                                                    3 балла
                                                                                                                                                  Всего: 6 баллов
ІV.  Задание 1

Определите лексическое значение данных фразеологизмов. Найдите в их составе устаревшие слова и дайте им толкование. 
Прописать ижицу, яко тать в нощи, бразды правления, одним миром мазаны, зарыть талант в землю, как зеницу ока. 


                                                                                                                                                   6 баллов
 Задание 2
 Что означает выражение «битый час»? Каково его происхождение?

      2 балла
Задание 3
 Почему употребление сочетаний слов экспонаты выставки, свободная вакансия, информационное сообщение и подобных противоречит нормам современного русского литературного языка? Докажите.       2 балла
Задание 4
 Определите лексическое значение выделенных слов.
«Этого только недоставало», перебила его княжна, сардонически улыбаясь и не изменяя выражения глаз. (Л.Н.Толстой. «Война и мир»)
Он вдруг начал вычислять достоинства барина, ум, ласковость, щедрость, доброту; и если у барина его недоставало качеств для панегирика, он занимал у других и придавал ему знатность, богатство и необычайное могущество. (И.А.Гончаров. «Обломов»)     
                                                                                                                                                 2 балла
Задание 5
  Как называются слова, на столкновении которых построено стихотворение Я.Козловского?
- Чем заняты таланты?
Возвести!
- Да продолжают славный воз везти!
- А бездари?
- Те мнят,
Что делают погоду.
- А критики?
- Темнят
Или молчат по году.
      2 балла
Задание 6
О каком языковом явлении говорится в песне В.Высоцкого?
Мы говорим не «штормы», а «шторма» -
Слова выходят коротки и смачны:
Ветра - не ветры - сводят нас с ума,
Из палуб выкорчёвывая мачты.
Расставьте недостающие знаки препинания, объясните свой выбор.

      2 балла
Всего: 16 баллов
V.  Задание 1
 Вставьте в слова пропущенные буквы. В соответствии с какими принципами русской орфографии вы выбирали орфограммы? В чём эти принципы заключаются? Какой принцип в современном русском языке является ведущим (основным)?
Стип…ндиальный, изморо…ь, о…дохнуть, р…з…грыш, к…рзина, п…л…садник, подж…г (сарай), удосто…н, син…(море)                                                                             
                                                                                                                                                  6 баллов
Задание 2


Чем объясняется написание выделенных словоформ в четверостишии А. С. Пушкина? 

Не спится ей в постеле новой,
И ранний звон колоколов, 
Предтеча утренних трудов,
Её с постели подымает. 


      2 балла
Задание 3
Какие слова и выражения в приведённых ниже строках из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» не соответствуют современным грамматическим нормам?
а) В то время был еще жених
Её супруг, но поневоле
Она вздыхала по другом,
Который сердцем и умом
Ей нравился гораздо боле.
б) Хотел писать – но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его,
И не попал он в цех задорный
Людей, о коих не сужу,
Затем, что к ним принадлежу.

    4 балла
  Всего: 12 баллов

VІ.  Задание 1
Какие из приведённых ниже предложений (или частей сложного предложения) являются односоставными? Укажите разновидность односоставных предложений; в двусоставных предложениях определите тип сказуемого. 
Свеча зажжена. 

В комнате зажгли свечи. 
Зажги свечу! 
Зажечь бы свечи! 
Даша вспомнила, что ещё не зажгла свечи на ёлке. 
Мы будем зажигать свечи на ёлке? 
Наконец-то зажглось! 
                                                                                                                                               7 баллов

Задание 2.  Укажите тип синтаксической связи в словосочетаниях принять в институт, приём в институт. Какой тип связи свойственен только глаголу?
                                                                                                                                                   3 балла 

Задание 3.   Репортаж о спортивных соревнованиях в газете заканчивался так: Особенно удачно выступали (указаны три фамилии). Все трое включены в состав сборной Украины. Определите, в состав какой сборной – мужской или женской – включены соревновавшиеся.

      2 балла
Задание 4. Назовите троп, использованный в данном стихотворении, и определите его роль в создании художественного образа. 


РУБЛЕВ. XV ВЕК 
Поэт ходил ногами по земле, 
А головою прикасался к небу. 
Была душа поэта словно полдень, 
А всё лицо заполнили глаза. (К. Некрасова)          


      2 балла
           Всего: 14 баллов
                                                                                                                                 Итого: 60 баллов

VІІ.  Составить сочинение-описание (1 – 2 стр.), употребляя прилагательные: свекольный, вишневый, бордовый, малиновый, клюквенный, брусничный, багровый, багряный, пунцовый, гранатовый, рубиновый, кровавый, алый, кумачевый, томатный, рдяный, коралловый, розовый, терракотовый, винный, маковый, червленый, медный, рябиновый…
Сочинение для школьников: 5 критериев оценивания
Соответствие теме.  Аргументация и привлечение литературного материала. Композиция. Качество речи. Грамотность.
Сочинение оценивается по пяти критериям
Критерий №1. Соответствие теме
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Ученик рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
Критерий №2. Аргументация. Привлечение литературного материала
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации  своей позиции. Ученик строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения  мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; оказывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
Критерий №3. Композиция
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Ученик аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
Критерий №4. Качество речи
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Ученик точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
Критерий №5. Грамотность
Данный критерий позволяет оценить грамотность ученика. Нуль баллов ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5- 6 ошибок на 100 слов).
12 баллов



Задания по русскому языку для 11 класса
 І.  Задание
 В «Стихах к Блоку» М.Цветаева писала:
Имя твоё – птица в руке,
Имя твоё - льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твоё – пять букв.
Почему М. Цветаева говорит о 5 буквах имени поэта?


                                                                                                                                                  2 балла

ІІ. Задание 1.  Сколько звуков [с] в предложении: Скоро мы с друзьями будем расшифровывать старые рукописи? Свой ответ аргументируйте.      
                                                                                                                                                    4 балла
 Задание 2
Внимательно прочитайте фрагменты текстов. Расставьте ударения в выделенных словах. Назовите, в каком из приведённых примеров произношение выделенных слов соответствует современным орфоэпическим нормам. Как вы думаете, почему поэты в стихотворениях иногда нарушают нормы произношения слов?
А) И белый конь, душа погонь,                                                                                                                                 Ворвался в стынущую сонь. (Н.С. Гумилев «Охота»)

Б)…И ворвались в объятия друг друга. (А.С. Пушкин «Гаврилиада»)
В) Весна! Выставляется первая рама –
И в комнату шум ворвался. (А.Н. Майков «Весна»)


                                                                                                                                                   4 балла
                                                                                                                                      Всего: 8 баллов

ІІІ. Задание 1. Замените иноязычные слова исконно русскими синонимами.
Аргумент, актуальный, антракт, банкротство, доминировать, инфекционный, мизерный, сюрприз, триумф
                       до 9 баллов (за правильно подобранный хотя бы один синоним к слову – 1 балл)

 Задание 2
 Общеславянское слово пшено, буквально означающее «толченое», образовано от пъхати – «толочь, пихать». Как в современном русском языке называется такой способ словообразования? Приведите примеры слов из современного русского языка с аналогичным историческим чередованием корневых согласных. Назовите существительные, входящие в тематическую группу «наименование кушаний», которые образованы таким же способом.
                                                                                                                                                   4 балла
Задание  3
Определяя каждый из двух типов характера русского человека («русского люда»), автор приведенного ниже стихотворения дважды употребляет слово предан. Определите его значение в каждом из употреблений и объясните, что позволило вам сделать именно такое заключение. Дайте грамматическую характеристику этому слову.
Насколько категоричен автор (Л.М. Михайлов) в своей характеристике? Почему вы так считаете?
Преданность вечно была в характере русского люда.                                                                                                      Кто же не предан теперь? Ни одного не найдёшь.                                                                                               Каждый, кто глуп или туп, наверное, предан престолу.                                                                                   Каждый, кто честен, умён, предан, наверно, суду.

                                                                                                                                                    4 балла
 Задание 4
В некоторых русских поговорках упоминаются старинные меры веса или длины. Назовите эти поговорки. Каков смысл каждой из них
                                   до 9 баллов (за правильно подобранную пословицу и поговорку1балл)

Задание 5 
Всем известно, что глаголы в русском языке бывают совершенного и несовершенного вида. Это, в частности, означает, что, к примеру, фразы  Можно входить? и  Можно войти? будут иметь несколько разный смысл. Вот две ситуации. Определите, какая из этих фраз уместнее в какой ситуации, и объясните, почему это так.
         А. Школьники на перемене стоят перед дверью пустого класса, в котором должен проходить следующий урок. Звенит звонок. Тогда староста класса, подталкиваемый одноклассниками, приоткрывает дверь и спрашивает у сидящего внутри учителя: «Можно ...?»
         Б. Школьники сидят в классе, идёт урок. Вдруг дверь приоткрывается, и в неё просовывается (непричёсанная) голова опоздавшего мальчика. Он говорит: «Простите, я проспал. Можно ...?»

                                                                                                                                                  2 балла
Задание 6
«Домострой» - один из известнейших древнерусских памятников письменности середины ХVI века. В полном его названии содержатся ключевые слова всего произведения - «поучение и наказание всякому христианину». В каком значении употреблено в нем слово наказание? Совпадает ли это значение со значением этого слова в современном русском языке? Какие слова ему родственны? Что в древнерусском языке означало слово домострой?

                                                                                                                                                  3 балла
Задание 7
Какой лексико-грамматической функцией объединены приведенные ниже слова? Дайте им грамматическую характеристику. Значения каких из слов вам известны?  
Индиго, маренго, прюн, хаки, пансе, беж, электрик, массака
                                                                                                                                                9  баллов
Задание  8
Объясните, по каким принципам выбрана и расположена следующая семерка слов.
де́ти, дете́й, де́тям, детьми́, о де́тях ! неправ. детя́м, детя́ми, о детя́х
диабе́т [бье́]
диа́гноз ! удар. диагно́з устар.
диало́г ! удар. диа́лог устар.
диане́тика [нэ]
дикобра́з ! неправ. дикообра́з
длинну́щий [нн] и длинню́щий [ньнь]
Как называется словарь, из которого они были взяты? Для чего предназначены такие словари?
                                                                                                                                                  2 балла
                                                                                                                                        Всего: 42 балла
ІV.  Задание 1
Объясните правописание выделенных букв в следующих словах: исчезнуть, мешок, трущоба.  В чем своеобразие этих написаний?

                                                                                                                                                 4 балла
Задание 2
 Предложите вариант(ы) раскрытия скобок при написании слова (с, сс)у(ж,жж)е(н,нн)ый. Обоснуйте свой ответ.
                                     4 балла   
                                                                                                                                    Всего: 8 баллов
V. Задание 1
Какие варианты пунктуационного оформления имеет предложение  Он вышел из комнаты  энергичный  свежий  бодрый  радостный? Укажите эти варианты, расставив знаки препинания. К каждому варианту дайте синтаксический комментарий.

                                                                                                                                                4 балла
Задание 2
Даны два события. Весной можно ждать большого наводнения  и  Зима была снежной.
Между ними существуют причинно-следственные отношения.
Как эти отношения можно выразить?
Запишите возможные варианты и дайте каждому синтаксическую характеристику, указав средство выражения этих отношений.
                                                       6 баллов
Всего: 10 баллов
Итого: 70 баллов

VІ.  Написать сочинение  (1 – 2 стр.)
Тема:  «Слово как источник счастья»
Сочинение для школьников: 5 критериев оценивания: соответствие теме;  аргументация и привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность.
Сочинение оценивается по пяти критериям
Критерий №1. Соответствие теме
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Ученик рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
Критерий №2. Аргументация. Привлечение литературного материала
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации  своей позиции. Ученик строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения  мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; оказывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
Критерий №3. Композиция
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Ученик аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
Критерий №4. Качество речи
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Ученик точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
Критерий №5. Грамотность
Данный критерий позволяет оценить грамотность ученика. Нуль баллов ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5- 6 ошибок на 100 слов).
                                                                                                                                             12 баллов




Немає коментарів:

Дописати коментар