Завдання ІІ (районного) етапу (9-11 класи) з російської мови
Задания по русскому языку для 9
класса
І. Задание 1
Когда был введен «гражданский
шрифт»? Объясните значение понятия «гражданский шрифт»?
2 балла
ІІ. Задание 1
В каких словах ударение поставлено верно? БАловать, изЫск, Оптовый, пулОвер, жалюзИ, крапИва
3 балла
Задание
2.
Сколько звуков [с] в предложении: Скоро мы с друзьями будем расшифровывать
старые рукописи? Свой ответ аргументируйте. 5 баллов
Всего: 8 баллов
ІІІ. Задание 1
Какие из приведённых ниже слов можно
объединить в группы как родственные? Прокомментируйте свой ответ. Купы, купола, купно, купидон, купейный,
куплет, купальня, купон, купель, купля, купировать.
3
балла
Задание 2
В
каком из этих слов приставка стоит после корня?
а) двустишие; б) камнепад; в) водопровод;
г) антинародный
2 балла
Задание 3
Проведите
анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: поодаль,
бездарь, живость
3
балла
Всего:
8 баллов
ІV. Задание 1
Какой
эффект создает переосмысление фразеологизма в стихотворении Бродского?
Восстановите фразеологизм.
Отскакивает мгла
от окон школы,
звонят из-за угла
колокола Николы.
И дом мой маскарадный
(двуличья признак!)
под козырек парадной
берет мой призрак.
2
балла
Задание
2
Определите,
какими средствами создается языковой каламбур в приведённых ниже примерах.
А) Как брань тебе не надоела?
Расчёт короток мой с тобой:
Ну так, я празден, я без дела,
А ты бездельник деловой.
А.С. Пушкин «Как брань тебе не надоела?»
Б) Спрашивали однажды у старой крестьянки, по
страсти ли вышла она замуж?
– По страсти, - отвечала
старуха, - я было заупрямилась, да староста грозился меня высечь.
А.Н. Радищев «Путешествие из
Петербурга в Москву»
4 балла
Задание
3
В
латинском языке есть слово valeo - «становлюсь
сильным, здоровым». Какие современные русские слова по происхождению
связаны с ним? 2 балла
Задание
4
В
повести Пушкина «Капитанская дочка» читаем: «Петр Андреич ранен был
под правое плечо, в грудь, под самую косточку, в глубину на полтора вершка». Насколько глубока была
рана Гринева?
1 балл
Задание
5
Какие
слова в русском языке можно назвать словами - двойниками? Приведите примеры таких
слов. Каким термином (терминами) их называют?
2
балла
Задание
6
В современном русском
языке слово «тучный»
встречается в значении "жирный, упитанный, богатый". Однако
в одном из церковнославянских текстов мы находим выражение тучные капли.
Что оно означает?
1 балл
Задание
7
Как называется наука о
происхождении слов? а) этиология;
б) этология; в) энтомология; г) этимология; д) этнология
1 балл
Задание
8
Какое действие в
приведённом
ниже отрывке из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» названо выделенным глаголом?
Какими словами назвали бы вы его сегодня?
Театр уж полон; ложи
блещут;
Партер и кресла, все кипит;
В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес летит.
1
балл
Всего: 14 баллов
V. Задание 1
В
каком слове есть окончание -а ?
а)
бра; б) ура; в) дыша; г) триста; д) вполголоса.
1 балл
Задание
2
Найдите
и исправьте орфографические и пункутационные ошибки в тексте.
Только
совершенно не заинтересованому взгляду, русская природа кажеться бедной и не
сколько не разнообразной. Не бросская, но какая-то сосредоточеная, и сразу
нерасскрывающаяся красота её
вызывает не повторимое, долго незабывающееся чувство щимящий грусти. Я не знаю
нечего более трогательного, чем первый снег, который не смотря на свою хрупкость,
страстно манет далью ещё почти непротореных дорог.
7 баллов
Всего: 8
баллов
VІ
. Задание 1
Внимательно прочитайте
предложение из текста, размещенного в вагоне метро: Эвакуация пассажиров из
вагонов при возникновении загорания производится по команде машиниста,
переданной по громкой связи через двери вагона. Определите тип ошибки, запишите
предложение в исправленном виде.
2 балла
Задание
2
Какое
значение (отрицательное или утвердительное) содержит в себе предложение "А
почему бы и не так?" Если в нём выражается не
отрицание, то почему пишется не, а не ни ?
Приведите аналогичные примеры.
2 балла
Задание
3
В
известном стихотворении А. С. Пушкина «Пророк» имеются такие строки:
И внял я неба содроганье,
И горних
ангелов полёт,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы
прозябанье...
Что же означает выделенное словосочетание? Прокомментируйте каждое из трёх его
слов. В чём стилистическая особенность этих слов?
3 балла
Задание 4
Акакий Акакиевич
Башмачкин, герой повести Н. В. Гоголя «Шинель», однажды должен был из
одного документа сделать другой: «Дело состояло только в том, чтобы
переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в
третье». О какой переделке документа идёт речь и как при этом меняется
его жанр?
3 балла
Всего: 10 баллов
Итого:
50 баллов
VІІІ. Напишите
сочинение (1 – 2 стр.) о своем личном имени
Сочинение
для школьников: 5 критериев оценивания
Соответствие теме. Аргументация и
привлечение литературного материала. Композиция. Качество речи. Грамотность.
Сочинение оценивается по пяти критериям
Критерий №1. Соответствие
теме
Данный критерий
нацеливает на проверку содержания сочинения. Ученик рассуждает на предложенную
тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в
теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на
основе связанных с темой тезисов и т.п.).
Критерий №2.
Аргументация. Привлечение литературного материала
Данный критерий
нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения
рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Ученик
строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения мировой литературы, избирая свой путь
использования литературного материала; оказывает разный уровень осмысления
литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика,
проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного
текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной
темы.
Критерий №3. Композиция
Данный критерий
нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную
тему. Ученик аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать
соотношение между тезисом и доказательствами.
Критерий №4. Качество
речи
Данный критерий
нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Ученик точно
выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические
конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых
штампов.
Критерий №5. Грамотность
Данный критерий позволяет
оценить грамотность ученика. Нуль баллов ставится, если речевые,
грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в
сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5- 6 ошибок на
100 слов).
12 баллов
Задания по русскому языку
для 10 класса
І. Задание
М.В.Ломоносов в трудах по
филологии иногда употребляет ныне утраченное слово письмя в
значении «буква». Однако одна из форм этого слова в современном русском
языке сохранилась. В том случае, если бы сохранилась вся парадигма форм этого
слова, оно принадлежало бы определённому
типу склонения существительных. Какому? Что это за форма? Каково её
значение?
2
балла
ІІ. Задание 1
Какие звуки обозначают выделенные буквы в данных ниже словах?
Жир, шёл, нёс, ширь, медицина, ряд, гараж,
просьба, жюри, жёлтый
5 баллов
Задание
2
Выпишите
слова и словоформы, в которых ударение ставится на последний слог.
Черпать,
асимметрия, краны, пломбировать, абонировать, библиограф, мещанин, отвар. 4 балла
Задание
3
Какие
согласные произносил А.А.Фет на конце слов «друг» и «недуг» в
стихотворении «Тополь»?
Сады молчат. Унылыми глазами
С унынием в душе гляжу вокруг;
Последний лист размётан
под ногами.
Последний лучезарный луч потух.
Лишь ты один
над мёртвыми степями
Таишь, мой тополь, смертный свой недуг
И, трепеща по-прежнему листами,
О вешних днях лепечешь мне как друг.
Пускай мрачней, мрачнее дни за днями
И осени тлетворный веет дух;
С подъятыми ты к небесам ветвями
Стоишь один и помнишь тёплый
юг.
1 балл
Всего:12 баллов
ІІІ. Задание 1
Выпишите слова, образованные приставочным способом.
Подгруппа, подпрыгнуть, подсказка, поджарить,
подход, подоконник, подзаголовок, подплыть, подготовка, подполковник.
_ 3 балла
Задание
2
Греческая
приставка пери- означает «вокруг», «около».
В каких словах встречается эта приставка?
3 балла
Всего: 6 баллов
ІV.
Задание 1
Определите
лексическое значение данных фразеологизмов. Найдите в их составе устаревшие
слова и дайте им толкование.
Прописать ижицу, яко тать в нощи, бразды правления, одним миром мазаны,
зарыть талант в землю, как зеницу ока.
6 баллов
Задание 2
Что означает выражение «битый час»?
Каково его происхождение?
2 балла
Задание
3
Почему употребление
сочетаний слов экспонаты выставки, свободная вакансия, информационное сообщение
и подобных противоречит нормам современного русского литературного языка?
Докажите. 2 балла
Задание
4
Определите лексическое значение выделенных
слов.
«Этого только
недоставало», - перебила его
княжна, сардонически улыбаясь и не изменяя выражения глаз. (Л.Н.Толстой. «Война и
мир»)
Он
вдруг начал вычислять достоинства барина, ум, ласковость, щедрость, доброту; и
если у барина его недоставало качеств для панегирика, он занимал у
других и придавал ему знатность, богатство и необычайное могущество. (И.А.Гончаров.
«Обломов»)
2 балла
Задание
5
Как называются слова, на столкновении которых построено стихотворение
Я.Козловского?
-
Чем заняты таланты?
Возвести!
-
Да продолжают славный воз везти!
-
А бездари?
-
Те мнят,
Что
делают погоду.
-
А критики?
-
Темнят
Или
молчат по году.
2 балла
Задание
6
О
каком языковом явлении говорится в песне В.Высоцкого?
Мы
говорим не «штормы», а «шторма» -
Слова
выходят коротки и смачны:
Ветра
- не
ветры - сводят
нас с ума,
Из
палуб выкорчёвывая
мачты.
Расставьте
недостающие знаки препинания, объясните свой выбор.
2 балла
Всего: 16 баллов
V. Задание 1
Вставьте в слова
пропущенные буквы. В соответствии с какими принципами русской орфографии вы
выбирали орфограммы? В чём
эти принципы заключаются? Какой принцип в современном русском языке является
ведущим (основным)?
Стип…ндиальный,
изморо…ь, о…дохнуть, р…з…грыш, к…рзина, п…л…садник, подж…г (сарай), удосто…н, син…(море)
6 баллов
Задание 2
Чем объясняется написание выделенных словоформ в
четверостишии А. С. Пушкина?
Не спится ей в постеле новой,
И ранний звон колоколов,
Предтеча утренних трудов,
Её с
постели подымает.
2 балла
Задание
3
Какие слова и выражения в
приведённых ниже строках из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» не соответствуют
современным грамматическим нормам?
а) В
то время был еще жених
Её
супруг, но поневоле
Она
вздыхала по другом,
Который
сердцем и умом
Ей
нравился гораздо боле.
б) Хотел
писать – но труд упорный
Ему
был тошен; ничего
Не
вышло из пера его,
И
не попал он в цех задорный
Людей,
о коих не сужу,
Затем,
что к ним принадлежу.
4 балла
Всего: 12 баллов
VІ. Задание 1
Какие из приведённых ниже предложений (или частей сложного предложения)
являются односоставными? Укажите разновидность односоставных предложений; в
двусоставных предложениях определите тип сказуемого.
Свеча
зажжена.
В комнате зажгли свечи.
Зажги свечу!
Зажечь бы свечи!
Даша вспомнила, что ещё не зажгла свечи на ёлке.
Мы будем зажигать свечи на ёлке?
Наконец-то зажглось!
7 баллов
Задание 2. Укажите тип синтаксической связи в
словосочетаниях принять в институт, приём в институт. Какой тип связи
свойственен только глаголу?
3 балла
Задание 3. Репортаж о
спортивных соревнованиях в газете заканчивался так: Особенно удачно
выступали (указаны три фамилии). Все трое включены в состав сборной
Украины. Определите, в состав какой сборной – мужской или женской –
включены соревновавшиеся.
2 балла
Задание 4. Назовите троп,
использованный в данном стихотворении, и определите его роль в создании
художественного образа.
РУБЛЕВ. XV
ВЕК
Поэт ходил ногами по земле,
А головою прикасался к небу.
Была душа поэта словно полдень,
А всё лицо заполнили глаза. (К. Некрасова)
2 балла
Всего: 14 баллов
Итого: 60 баллов
VІІ. Составить сочинение-описание (1 – 2 стр.), употребляя прилагательные: свекольный,
вишневый, бордовый, малиновый, клюквенный, брусничный, багровый, багряный,
пунцовый, гранатовый, рубиновый, кровавый, алый, кумачевый, томатный, рдяный,
коралловый, розовый, терракотовый, винный, маковый, червленый, медный,
рябиновый…
Сочинение
для школьников: 5 критериев оценивания
Соответствие теме. Аргументация и
привлечение литературного материала. Композиция. Качество речи. Грамотность.
Сочинение оценивается по пяти критериям
Критерий №1. Соответствие
теме
Данный критерий
нацеливает на проверку содержания сочинения. Ученик рассуждает на предложенную
тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в
теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на
основе связанных с темой тезисов и т.п.).
Критерий №2.
Аргументация. Привлечение литературного материала
Данный критерий
нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения
рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Ученик
строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного
произведения мировой литературы, избирая
свой путь использования литературного материала; оказывает разный уровень
осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например,
тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа
художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в
аспекте выбранной темы.
Критерий №3. Композиция
Данный критерий
нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную
тему. Ученик аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать
соотношение между тезисом и доказательствами.
Критерий №4. Качество
речи
Данный критерий
нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Ученик точно
выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические
конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых
штампов.
Критерий №5. Грамотность
Данный критерий позволяет
оценить грамотность ученика. Нуль баллов ставится, если речевые,
грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в
сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5- 6 ошибок на
100 слов).
12 баллов
І.
Задание
В
«Стихах к Блоку» М.Цветаева писала:
Имя
твоё – птица в руке,
Имя
твоё - льдинка на языке.
Одно-единственное
движенье губ.
Имя
твоё – пять букв.
Почему
М. Цветаева говорит о 5 буквах имени поэта?
2
балла
ІІ.
Задание 1.
Сколько звуков [с] в предложении: Скоро мы
с друзьями будем расшифровывать старые рукописи? Свой ответ аргументируйте.
4 балла
Задание
2
Внимательно
прочитайте фрагменты текстов. Расставьте ударения в выделенных словах.
Назовите, в каком из приведённых
примеров произношение выделенных слов соответствует современным орфоэпическим
нормам. Как вы думаете, почему поэты в стихотворениях иногда нарушают
нормы произношения слов?
А) И белый конь, душа погонь, Ворвался
в стынущую сонь. (Н.С. Гумилев «Охота»)
Б)…И ворвались в объятия друг друга. (А.С. Пушкин «Гаврилиада»)
В) Весна! Выставляется первая рама –
И в комнату шум ворвался. (А.Н. Майков «Весна»)
4
балла
Всего: 8 баллов
ІІІ. Задание 1. Замените иноязычные слова исконно русскими синонимами.
Аргумент,
актуальный, антракт, банкротство, доминировать, инфекционный, мизерный,
сюрприз, триумф
до 9 баллов (за правильно подобранный хотя бы один синоним к слову – 1 балл)
Задание
2
Общеславянское
слово пшено, буквально означающее «толченое»,
образовано от пъхати – «толочь, пихать». Как в современном
русском языке называется такой способ словообразования? Приведите примеры слов
из современного русского языка с аналогичным историческим чередованием корневых
согласных. Назовите существительные, входящие в тематическую группу «наименование
кушаний», которые образованы таким же способом.
4
балла
Задание
3
Определяя каждый из двух
типов характера русского человека («русского люда»), автор приведенного ниже
стихотворения дважды употребляет слово предан. Определите
его значение в каждом из употреблений и объясните, что позволило вам сделать
именно такое заключение. Дайте грамматическую характеристику этому слову.
Насколько
категоричен автор (Л.М. Михайлов) в своей характеристике? Почему вы так
считаете?
Преданность
вечно была в характере русского люда.
Кто
же не предан теперь? Ни одного не найдёшь.
Каждый, кто глуп или туп, наверное, предан престолу.
Каждый, кто честен, умён,
предан, наверно, суду.
4
балла
Задание
4
В некоторых русских
поговорках упоминаются старинные меры веса или длины. Назовите эти поговорки.
Каков смысл каждой из них
до 9 баллов (за правильно подобранную пословицу и поговорку – 1балл)
Задание
5
Всем известно, что
глаголы в русском языке бывают совершенного и несовершенного вида. Это, в
частности, означает, что, к примеру, фразы Можно входить? и Можно войти? будут иметь
несколько разный смысл. Вот две ситуации. Определите, какая из этих фраз
уместнее в какой ситуации,
и объясните, почему это так.
А. Школьники на перемене стоят перед дверью пустого класса, в котором должен
проходить следующий урок. Звенит звонок. Тогда староста класса, подталкиваемый
одноклассниками, приоткрывает дверь и спрашивает у сидящего внутри учителя: «Можно
...?»
Б. Школьники сидят в классе, идёт урок. Вдруг дверь приоткрывается, и в неё
просовывается (непричёсанная) голова опоздавшего мальчика. Он говорит: «Простите,
я проспал. Можно ...?»
2 балла
Задание
6
«Домострой» - один из известнейших
древнерусских памятников письменности середины ХVI века. В полном его названии
содержатся ключевые слова всего произведения - «поучение и наказание
всякому христианину». В каком значении употреблено в нем слово наказание?
Совпадает ли это значение со значением этого слова в современном русском языке?
Какие слова ему родственны? Что в древнерусском языке означало слово домострой?
3 балла
Задание
7
Какой
лексико-грамматической функцией объединены приведенные ниже слова? Дайте им
грамматическую характеристику. Значения каких из слов вам известны?
Индиго, маренго, прюн,
хаки, пансе, беж, электрик, массака
9 баллов
Задание 8
Объясните,
по каким принципам выбрана и расположена следующая семерка слов.
де́ти,
дете́й, де́тям, детьми́, о де́тях ! неправ. детя́м, детя́ми, о детя́х
диабе́т
[бье́]
диа́гноз
! удар. диагно́з устар.
диало́г
! удар. диа́лог устар.
диане́тика
[нэ]
дикобра́з
! неправ. дикообра́з
длинну́щий [нн] и длинню́щий [ньнь]
Как
называется словарь, из которого они были взяты? Для чего предназначены такие
словари?
2
балла
Всего: 42 балла
ІV. Задание 1
Объясните
правописание выделенных букв в следующих словах: исчезнуть,
мешок, трущоба.
В чем своеобразие этих написаний?
4 балла
Задание
2
Предложите
вариант(ы) раскрытия скобок при написании слова (с, сс)у(ж,жж)е(н,нн)ый.
Обоснуйте свой ответ.
4 балла
Всего: 8 баллов
V.
Задание 1
Какие варианты
пунктуационного оформления имеет предложение Он вышел из комнаты
энергичный свежий бодрый радостный? Укажите эти варианты, расставив
знаки препинания. К каждому варианту дайте синтаксический комментарий.
4
балла
Задание
2
Даны два события. Весной можно ждать
большого наводнения и Зима была снежной.
Между ними существуют причинно-следственные отношения. Как эти отношения можно выразить?
Запишите возможные варианты и дайте каждому синтаксическую характеристику, указав средство выражения этих отношений.
Между ними существуют причинно-следственные отношения. Как эти отношения можно выразить?
Запишите возможные варианты и дайте каждому синтаксическую характеристику, указав средство выражения этих отношений.
6
баллов
Всего: 10 баллов
Итого: 70 баллов
VІ. Написать сочинение
(1 – 2 стр.)
Тема: «Слово как источник счастья»
Сочинение
для школьников: 5 критериев оценивания: соответствие теме; аргументация и привлечение
литературного материала; композиция; качество речи; грамотность.
Сочинение оценивается по пяти критериям
Критерий №1. Соответствие
теме
Данный критерий
нацеливает на проверку содержания сочинения. Ученик рассуждает на предложенную
тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в
теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на
основе связанных с темой тезисов и т.п.).
Критерий №2.
Аргументация. Привлечение литературного материала
Данный критерий
нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения
рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Ученик
строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения мировой литературы, избирая свой путь
использования литературного материала; оказывает разный уровень осмысления
литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика,
проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного
текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной
темы.
Критерий №3. Композиция
Данный критерий
нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную
тему. Ученик аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать
соотношение между тезисом и доказательствами.
Критерий №4. Качество
речи
Данный критерий
нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Ученик точно
выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции,
при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
Критерий №5. Грамотность
Данный критерий позволяет
оценить грамотность ученика. Нуль баллов ставится, если речевые,
грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в
сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5- 6 ошибок на
100 слов).
12 баллов
Немає коментарів:
Дописати коментар