понеділок, 11 грудня 2017 р.

Завдання олімпіади з російськох мови і літератури

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе


9 класс

1. Определите, содержат ли два слова, входящие в пару, общие согласные звуки, и если содержат, то какие:
1.      стол – год
2.      яма – май
3.      маг – кот
4.      рот – тень
5.      ель – сеть                                                                                                2 балла
2. Определите место ударения в словах и поставьте его над соответствующим слогом:
Вероисповедание, красивее, отрочество, мизерный, щавель, завидно, некролог, дозвонишься, пиццерия, ждала, столяр, бюрократия,  нефтепровод, сироты, торты.
                                                                                                                                      3 балла
3. Определите эпитет, который неразрывно связан с каждым словом в предложенной группе:
Роза, церемония, ложка –
Свадьба, осень, середина –
Рука, атлетика, промышленность –  
Замок, змей, поцелуй –
Голова, хватка, петля –                                                                                            3 балла

4. Выбери правильное значение слова, учитывая его написание:
1.      адаптация          1) приспособление организма; 2) усыновление;
2.      кампания             1) общество; 2) деятельность
3.      балл                      1) единица оценки; 2) танцевальный вечер
4.      иммигрант         1) вселяющийся;  2) выселяющийся
5.      эмитировать     1) подражать;  2) выпускать ценные бумаги
6.      норманнский     1) название племен, населявших Скандинавию в  средние века; 2) северо-западная провинция Франции
                                                                                                                                        3 балла
5. Найдите «лишнее» слово в синонимическом ряду:
А. 1. Алчный   2. Жадный  3. Завистливый  4. Ненасытный
Б. 1. Беспросветный  2. Безысходный  3. Безрадостный  4. Безнадежный
В. 1. Окропить  2. Облить 3. Брызнуть 4. Опрыскать
Г. 1. Основоположник  2. Зачинщик  3. Зачинатель  4. Основатель
Д. 1. Ординарный  2. Обычный  3. Бездарный   4. Заурядный                          
2 балла

6. Замените словосочетания одним словом:
                         1)кино                   
                        2)ателье                
 Посетитель 3)магазина            
                       4)парикмахерской
                       5)поликлиники                                                                                         
2 балла

7. Образуйте от данных глаголов форму повелительного наклонения:
Махать, ехать, чистить, лечь, поить, пойти.
       3 балла
8. Перепишите, оформив числительные словами.
Альбом с 888 иллюстрациями; экскурсия продолжалась 24 суток, книга с 244 страницами; переписка с 98 странами, вспомнить о 204 фактах                                               10 баллов

9. Подберите к словам в правой колонке слова из левой колонки так, чтобы они образовали словосочетания: научный термин или образное выражение. Если словосочетания будут подобраны правильно, то по первым буквам левого столбика вы прочтете сверху вниз название известной картины. Вспомните, кто ее написал.
Прокруст
Избиение
Летучий
Елисейский
Тришкин
Авгий
Лебедь
Иерихон
Рог
Гордий
Человек
Исландия
Работа
Египет
Узел
Изобилие
Конюшня
Футляр
Шпат
Ложе
Пенелопа
Младенец
Голландец
Поле
Кафтан
Письмо
Песня
Труба
 Словосочетания: каждое по 1 баллу = 14 б.+2 б. (название картины) + 2 б. (автор). Всего:  18 баллов

10.  Расчлените текст на три предложения. Расставьте знаки препинания.
Вдали за лесом мутно розовело небо должно быть за облаками поднималась луна Потапов снял фуражку провел руками по волосам было очень тихо только внизу под горой бренчали пустыми ведрами женщины шли к проруби за водой. (По К.Паустовскому)                                                                                                                     
                                                                                                                                                 3 балла

11.  Перед вами предложение: «Пролетали мимо города, сёла и хутора». Это предложение может иметь два смысла. От чего это зависит? Как перераспределяются при этом члены предложения.                                                                                                 
                                                                                                                                               3 балла

12.   Определите части речи выделенных слов (1) и (2) в стихотворении А.С. Пушкина:
Цветы последние милей
Роскошных первенцев полей.
Они унылые мечтанья
(1) Живее пробуждают в нас.
Так иногда разлуки час
(2) Живее сладкого свиданья.                                                                                  2  балла

13. В приводимых ниже предложениях допущены речевые ошибки. Установите их и проведите соответствующую редакторскую правку текстов, учитывая, что возможны различные варианты исправления.
а) Строители здесь заново ложат стены, ведут канализацию.
б) Принятыми мерами нарушитель границы был задержан.
в) Нелестные слова летят иногда и по адресу торговых работников.
г) Мальчик вырос. Теперь ему свыше полтора года.
д) Студенты, сделающие в контрольной работе шестеро и более ошибок, не сдадут зачета.
е) Выпас собак у подъезда домов строго запрещен.
ж) Днем температура воздуха прогревалась до 14 градусов.
7 баллов

14.  Некоторые приставки современного русского языка возникли из наречных предлогов, например: меж-, между-, сверх-, вне-, противо-, внутри-. Приведите не менее двух  примеров слов с каждой из предложенных приставок и запишите их.
6 баллов (по 0,5 балла за каждое слово)

15. Укажите в каждой строке лишнюю часть речи.  Аргументируйте свой выбор.
1)  из, из-за, если, согласно;
2) двойка, сотня, пятерка, три;
3)  холод, холодный, похолодание, охлаждение;
3 балла (правильный вариант ответа) + 3 балла (правильная аргументация). Всего: 6 баллов.

16.  В чем сходство и отличие  слов: гастроном, вчетвером, врачом?
1 балл (сходство) + 3 балла (отличие). Всего: 4 балла

17.Расставьте знаки препинания в тексте. Проанализируйте изобразительно-выразительные средства.

ПЕРЕД ДОЖДЕМ
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет
Глухо шепчет темный лес.
На ручей рябой и пёстрый
За листком летит листок
И струей сухой и острой
Набегает холодок.
Полумрак на все ложится
Налетев со всех сторон
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон...
                      (Н. Некрасов)              
4 балла (знаки препиания) + 9 баллов (изобразительно-выразительные средства). Всего: 13 баллов

18. Творческая работа. Прочтите текст
Ранней осенью начинает «сентябрить». Увядает земля, но ещё впереди «бабье лето» с его последним ярким, но уже холодным, как блеск слюды, сиянием солнца, с густой синевой небес, с летней паутиной и палым, повялым листом, засыпающим опустелые воды. Берёзовые рощи стоят, как толпы девушек-красавиц в шитых золотым листом полушалках. «Унылая пора! Очей очарованье!»
Потом – ненастье, обложные дожди, ледяной северный ветер сиверко, бороздящие свинцовые воды, стынь, стылость, кромешные ночи, ледяная роса, тёмные зори...
                                                                                                        (К.Паустовский)
1. Что значит «сентябрить»?
2. Напишите небольшую зарисовку на тему: «Ноябрит» («Декабрит»).
2 балла (ответ на вопрос) + 20 баллов (сочинение). Всего: 22 балла
(Оценка творческой работ складывается из следующих показателей:
• полнота раскрытия темы, глубина обобщений, аргументированность мыслей автора;
• композиционная стройность;
• богатство речи;
• соблюдение норм современного русского литературного языка).

ВСЕГО: 112 баллов

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе
10 класс

1. Какие звуки обозначает буква Г в словах: газета -  [__], сегодня – [__], лёгкий – [__], мягкий – [__], герой – [__], друг – [__]                                                               3 балла

2. Поставить ударение в словах:
Кремень, принудить, дремота, ломоть, мельком, премировать, кедровый, кухонный, черпать, зубчатый                                                                                                                            3 балла

3. Назовите фразеологические обороты, которые следующим образом характеризуют человека:
а) человек, прикидывающийся несчастным -
б) человек, на которого сваливают чужую вину -
в) человек могучего телосложения -
г) очень дальний родственник -
д) бывалый, очень опытный человек, которого невозможно обмануть-
          5 баллов

4. Выпишите только те пары слов, в которых представлены неоднокоренные слова. Докажите это.
Левый – львиный ,
затрубить – отрубить,
безоблачный – разоблачённый,
бесконечный – окончательный,
парный – паровой,
виновный – извиниться                                                                                                  6 баллов

5. Распределите слова по частям речи
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть! (М. Лермонтов)                             10 баллов

6.      Найдите четвертое лишнее: в продолжение урока, прочитанный учителем, песня о школе, интересная экскурсия. Обоснуйте свое мнение.
            2 балла
7. Определите, в роли каких членов предложения выступает слово КОТОРЫЙ в следующих предложениях:
1)Ей было назначено жалованье, КОТОРОЕ никогда не выплачивали вовремя.
2)Скажи, КОТОРЫЙ час?
3)Комнаты домика, в КОТОРОМ жили наши старички, был маленькие и низенькие.
4)Пианистка была тронута аплодисментами, КОТОРЫМИ её встретили на юбилейном концерте
           4 балла

8. Используя простые предложения, составьте сложное, соответствующее схеме: [  ], [  ]; [  ], (что), (где). Подчеркните грамматические основы. Определите вид односоставных предложений.

1. Теперь все так радуется и ликует.
2. Хорошо так было кругом.
3. Так мирно и торжественно.
4. Только несколько часов назад, над этими самыми горами, пронеслась гроза и вырвала с корнем не одно дерево вот в этом лесу.
5. Не хотелось верить.
5 баллов (конструирование предложения) + 5 баллов (выделение грамматических основ) + 3 балла (вид односоставных предложений) ВСЕГО: 13 баллов

9. Обособляется ли оборот с как в предложениях? Почему?
А)Молодые супруги были счастливы, и жизнь их текла как по маслу
Б)Публика ценила раннего Чехова как тонкого юмориста.
 2 балла

10. В приведенных ниже предложениях укажите типы придаточных предложений, присоединяемых к главному словом что. Определите, в каких случаях что является союзом, а в каких союзным словом.
1) Егорушка, думая, что через минуту польет дождь, стал на колени и укрылся рогожей.
2) В доме, что напротив, затихла музыка.
3) А Варвара так оторопела, что не могла подняться с места.
4) Я скрыл настоящую причину, скрыл ее потому, что стыдился ее ничтожности.
5) То, что вы называете общественным положением, составляет привилегию капитала и образования.
6) Для нее уже ясно было, что она разлюбила Андрея Андреевича.
7) Вода, голубая оттого, что в ней отражалось небо, страстно манила к себе.
7 баллов (определение типа придаточного)+7 баллов (определение, чем является ЧТО). Всего – 14 баллов
11. Какое средство художественной выразительности использовал А.П. Чехов в выделенных предложениях?
1. О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна. Оно страшно, красиво и ласково, глядит томно и манит к себе, а от ласки его кружится голова.
2. Почва такая хорошая, что если посадить в землю оглоблю. То через год вырастет тарантас.
2 балла

12. О своей повести «Степь» А.П. Чехов в одном из писем писателю Григоровичу говорил: «Я знаю, … на том свете на меня рассердится. В нашей литературе он степной царь. Я залез в его владенья...»
Кого из писателей Чехов считал непревзойденным мастером в изображении степи? Кто этот «степной царь» в литературе? Назовите произведение этого писателя, содержащее описание степи.
1 балл
13. Из трёх слов только одно имеет единственное значение, а каждое из остальных употребляется по крайней мере в двух разных смыслах. Докажите это утверждение.
А) полька,
Б) француженка,
В) финка                                                                                                                               2 балла

14. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
А) пара туфель,
Б) несколько полотенец,
В) около пятиста километров                                                                                          1 балл

15. Найдите «третьего лишнего» в каждой из групп. Обоснуйте выбор.
1) амфибрахий, анапест, хорей
2) роман, романс, рассказ
3) метафора, эпитет, песня.                                                                                                3 балла

16. Вставьте пропущенные буквы и расставьте недостающие знаки препинания.
 Обычно думают что чтение доступно всякому грамотному. Но это совсем не так. Потому что настоящий читатель отдаёт книге все свои душевные способности.
И(с,сс)ку(с,сс)тво чтения побеждает одиноч…ство разлуку даль и эпоху. Читать значит искать и находить.
И(с,сс)ку(с,сс)тво чтения надо пр...обретать и вырабатывать в себе. И тогда мы поймём что следует читать и чего читать не стоит ибо есть чтение углубляющее душу человека и стро...щее его характер и есть чтение разл.. .гающ…е  и обе(с,сс)иливающ…е.
По чтению можно узнавать и определять человека. Ибо каждый из нас есть то что он читает. И каждый человек есть то как он читает.
(По И. Ильину)
Задания к тексту
1. Определите тему и основную мысль текста.
2. Определите стиль и тип речи.

6 баллов (вставленные буквы) + 6 баллов (расставленные знаки препинания) + 2 балла (тема и основная мысль) + 2 балла (стиль и тип речи). Всего: 16 баллов

17.Расставьте знаки препинания в тексте. Проанализируйте изобразительно-выразительные средства
                Звезда полей
Звезда полей во мгле заледенелой
Остановившись смотрит в полынью
Уж на часах двенадцать прозвенело
И сон окутал родину мою…
      Звезда полей в минуты потрясений
      Я вспоминал как тихо за холмом
      Она горит над золотом осенним
      Она горит над зимним серебром…
Звезда полей горит не угасая
Для всех тревожных жителей земли
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов поднявшихся вдали
      Но только здесь во мгле заледенелой
      Она восходит ярче и полней
      И счастлив я пока на свете белом
      Горит горит звезда моих полей… (Н.Рубцов)

4 балла (знаки препиания) + 9 баллов (изобразительно-выразительные средства). Всего: 13 баллов

17. Творческая работа на тему «Сюжет для Чехова». Какие ситуации современной жизни могли бы заинтересовать А.П. Чехова? Почему вы так думаете?
20 баллов

(Оценка творческой работ складывается из следующих показателей:
• полнота раскрытия темы, глубина обобщений, аргументированность мыслей автора;
• композиционная стройность;
• богатство речи;
• соблюдение норм современного русского литературного языка).

ВСЕГО: 120 баллов
 Олимпиадные задания по русскому языку и литературе
11 класс

1. Поставить ударения в словах
Избаловать, мозаичный, оптовый, пуловер, сливовый, танцовщица, страховшик, ходатайство, феномен, диспансер                                                                                                     2 балла

2. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно
1)Мой друг, ТАК(ЖЕ) как и я, долго выбирал, ЧТО(БЫ) ему почитать
2)(ПО)ЭТОМУ пути давно не ездили, (ОТ)ТОГО дорога поросла густой травой
3)ЧТО(БЫ) изучить поведение этих животных, биологам пришлось долго наблюдать за ними, ЗА(ТО) результаты наблюдений оказались весьма интересными                        1 балл                                                                                                  

3. Какой из этих союзов по смыслу существенно отличается от остальных? Объясните свой ответ
а) если; б) ежели; в) коли; г) ибо; д) раз.                                                                  1 балл

4. Что означают эти выражения? Из какого языка они пришли?
chercher la femme
Status quo
a priori
Carte blanche
post factum
Post scriptum
Terra incognita                                                                                                             8 баллов

5. Исправьте речевые ошибки в предложениях
а) Так я остался за бортом разбитого корыта.
б) Дети заморили червячков, одели сухую одежду и развеселились.
в) Сколько раз просила оплатить за проезд, а пассажирам хоть кол на голове чеши.
       3 балла
6. Вставьте пропущенные орфограммы согласно литературным нормам русского языка.
А) Беспреце…дентный инци…дент.
Б) В полицейском участке и…дентифицировали скомпроме…тировавшегося себя дебошира. Он оказался воспитателем детского сада. «Странная нынче конъю…ктура, – конста…тировали в полиции. – Воспитатели – не наш контингент».                                                        3 балла

7. Опираясь на анализ грамматических форм и семантических ассоциаций, переведите на современный русский язык высказывания и дайте им толкование:
А) Аще обрящеши кротость, одолееши мудрость.
Б) Уничижение паче гордости.
4 балла (перевод) + 2 балла (толкование). Всего: 6 баллов
8. Что является подлежащим в предложении
Все проходившие мимо окон и входившие во двор казались шпионами.                  1 балл
     
9. Назовите грамматические основы, определите типы предложений (двусоставное или односоставное, полное или неполное). Охарактеризуйте компоненты грамматической основы.
1. Ехать по мягкой весенней дороге было истинным наслаждением .
2. Мы люди маленькие, а вы великий человек.
2 балла (грамматические основы) + 2 балла (типы предложений) + 2 балла (компоненты грамматической основы). Всего: 6 баллов

10. Выберите словосочетания, в написании которых не допущены ошибки
главная роль, косный мозг, крёстный ход, туристское агентство, обидчивый человек, элитарные войска, драматургический театр, жилищный вопрос                                        3 балла

11. Почему пишется пироЖНое, но мороЖЕНое?                                               4 балла

12. Выберите правильный вариант
1) Ехать .........товарищу
А) навстречу
Б) на встречу
2) .... болезни друга я не  пошёл на рыбалку
А) ввиду
Б) в виду
3) Собираясь на рыбалку, нужно иметь ... погодные условия
А) ввиду
Б) в виду
4) ... печальных обстоятельств поездка была отменена
А) вследствие
Б) в следствие
В) вследствии
5) Высилась скала ... стены
А) на подобие
Б) наподобие
В) наподобии
6) Мы обратили внимание .... этих фигур
А) на подобие
Б) наподобие
В) наподобии
7) Поговорить ... экзаменов
А) на счёт
Б) насчёт
8) ... на усталость, отряд шёл быстро
А) несмотря на
Б) не смотря на
9) Он отсутствовал .... трёх дней
А) в продолжение
Б) впродолжение
В) в продолжении
10) ... книги вы узнаете много интересного
А) в продолжение
Б) впродолжение
В) в продолжении
10 баллов
13. Запишите числительное 287 685 буквами и просклоняйте его
3 балла

14. Подберите по 2 синонима-фразеологизма к следующим словам: раболепствовать, побеждать, лгать, зябнуть.                                                                                                     8 баллов

15. Укажите разницу в лексическом значении, составьте фразы с каждым из слов. Как называется такое языковое явление?
академичный - академический
временной - временный
безыскусный - безыскусственный
вдохновение - вдохновенность
досадный - досадливый
комфортный - комфортабельный
масленый - масляный

экономный - экономичный – экономический
17 баллов (по 1 за фразу) + 1 балл (название явления). Всего: 18 баллов
16. Определите, как образованы индивидуально-авторские слова, принадлежащие поэту Марине Цветаевой: близь, домашнесть, заоблачье, дыханьице.                                     8 баллов
17. Расставьте знаки препинания
1. Каждое воскресенье после обедни по Соборной улице ведущей к выезду из города направляется маленькая женщина в трауре в черных лайковых перчатках с зонтиком из черного дерева.
2. Он совершенно сыт но отец уже надевает полушубок пора идти на базар в трактир завтракать.
3. Мы рядом близко друг к другу стояли у окна в которое свежо пахло водой и городской мокрой пылью и казалось только смотрели и слушали с пристальным волнением.
4. Комната и сад уже потонули в темноте от туч в саду за открытыми окнами все шумело трепетало и меня все чаще и ярче озаряло быстрым и в ту же секунду исчезающим зелено-голубым пламенем.
5. И когда наконец рассвело послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно совсем не так как всю ночь мерещилось что кто-то подъехал что раздаются чьи-то глухие голоса а затем торопливый зловещий стук в окно.
6. И с этой полевой нескладностью с лаптями и полушубком никогда не сходившим с плеч странно сочеталось благообразие небольшая лысеющая со лба в длинных легких волосах голова изможденное лицо с тонким сухим носом жидко-голубые глаза и узкая седеющая борода не скрывающая сухой челюсти.
7. Растворяя двери из комнаты в комнату он залезал на табурет и задирал сверху вниз засиженные мухами отставшие от стен обои с треском и шумом падали на пол огромные куски их с исподу покрытые известкой и сухим клейстером.
8. По ночам особенно в грозу когда бушевал под дождем сад поминутно озарялись в зале лики образов раскрывалось распахивалось над садом дрожащее розово-золотое небо а потом в темноте с треском раскалывались громовые удары по ночам в доме было страшно.
9. В Петровки доев последнюю корку занятого с великим трудом хлеба решилась она наконец побывать в Ланском повидаться с сыном проведать его а главное хоть малость подкрепиться.
10. Казалось что нет да никогда и не было времени ни деления его на века на годы в этой забытой или благословенной Богом стране. (по И. А. Бунину)

5 баллов (о,5 балла за каждое правильное предложение)
18. Перечислите все художественно-изобразительные средства, используемые И. Буниным в стихотворении «Листопад»
ЛИСТОПАД
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…
10 баллов
19. Напишите сочинение (в любом жанре) на тему: «Величайшая победа — победа над самим собой» (Цицерон).  20 баллов

(Оценка творческой работ складывается из следующих показателей:
• полнота раскрытия темы, глубина обобщений, аргументированность мыслей автора;
• композиционная стройность;
• богатство речи;
• соблюдение норм современного русского литературного языка).
ВСЕГО: 120 баллов
Результати (рейтинг) участі учнівських команд у ІІІ етапі Всеукраїнської олімпіади з російської мови і літератури


Район \ місто
Кількість учнів
Переможці
рейтинг
місце
Кількість уч нів на  2018 рік
Інтернет-олімпіада
І
ІІ
ІІІ
1
м. Сміла
5
1
2
1
2,4
1
6

2
м. Черкаси
5
1
1
2
2
2
5
4
3
м. Золотоноша
2
-
1
1
2
2
5

4
Звенигородський
2
-
1
-
1,5
3
4

5
Черкаський
3
-
1
1
1,3
4
4

6
Смілянський
1
-
-
1
1
5
3

7
Лисянський
2
-
-
1
0,5
6
3

8
Городищенський
2
-
-
-
0,0
7-13
2

9
Золотоніський
1
-
-
-
0,0
7-13
2
-
10
м. Канів
2
-
-
-
0,0
7-13
2

11
Корсунь-Шевч.
1
-
-
-
0,0
7-13
2

12
м. Умань
2
-
-
-
0,0
7-13
2

13
Чигиринський
1
-
-
-
0,0
7-13
2

14
Драбівський
-
-
-
-
0,0
-
1

15
Жашківський
-
-
-
-
0,0
-
1

16
Камянський
-
-
-
-
0,0
-
1

17
Канівський
-
-
-
-
0,0
-
1

18
Катеринопільський
-
-
-
-
0,0
-
1

19
Маньківський
-
-
-
-
0,0
-
1

20
Тальнівський
-
-
-
-
0,0
-
1

21
Христинівський
-
-
-
-
0,0
-
1

22
Чорнобаївський
-
-
-
-
0,0
-
1

23
Шполянський
-
-
-
-
0,0
-
1


Усього






52
4
            




Немає коментарів:

Дописати коментар